воскресенье, 24 сентября 2017 г.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат, совершенствует движения артикуляционных органов, но и готовит речевой аппарат к речевой нагрузке. Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии – усвоению слов сложной слоговой конструкции. 
 Правила выполнения артикуляционной гимнастики:
1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).
2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.
6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
7. Важно сформировать у ребенка мотивацию к занятиям артикуляционной гимнастикой, ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять эти упражнения, однако необходимо постоянно стимулировать.
  
Ниже приведены некоторые упражнения артикуляционной гимнастики:

1. «Улыбочка-трубочка» - улыбнуться (зубы не видны), вытянуть губы трубочкой. Чередовать 7-10 раз.
 2. «Заборчик-окошечко» - улыбнуться, чтобы зубки были видны, вытянуть округленные губки вперед (как будто говорим О-о-о) Чередовать 7-10 раз.
3. Хомячок» - надуть щечки, затем втянуть. Чередовать 7-10 раз.
4. Наказать непослушный язык - Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте пол счет от одного до пяти – десяти.
5.Лопаточка-иголочка - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти-десяти (язык лежит спокойно и не напрягается). Затем, вытянуть острый язычок вперед (рот открыт, язык губами не зажимать).
6.Щеточки, Почистим зубки - рот широко открыть, кончиком языка «чистить» нижние зубы внутри рта, затем верхние.
7.Язык-силач - рот открыт, языком давить на нижние зубы изнутри, затем на верхние. Удерживать под счет от 5 до 7.
8. Вкусное варенье - Слегка приоткрыть рот и широким передним  краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
9. Качели - Улыбнуться,  показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз.
10. Лошадка - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
11.  «Парус» - рот широко открыт, кончиком языка упереться в бугорки за верхними зубами, растянув уздечку.
12. «Грибок» - приклеить распластанный язык к небу, растягивая уздечку. Удерживать в таком положении под счет от 7 до 10.
13. «Звоночки» - губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка упирается в альвеолы. В таком положении длительно произносить сочетание ДЫН-ДЫН-ДЫН. Следить, чтобы рот не закрывался, а язык не опускался.
14. «Пулемет» - губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка упирается в альвеолы. В таком положении длительно произносить сочетание ДЫ-ДЫ-ДЫ. Следить, чтобы рот не закрывался, а язык не опускался.
15. Часики – губы в улыбке, рот открыт, языком дотрагиваться попеременно левого и правого уголков рта. Движения должны быть симметричны. Темп различный.
16.Кто дальше загонит мяч? Улыбнуться, положить широкий передний  край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
17. Загнать мяч в ворота -Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
18.Фокус - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края  его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Комментариев нет:

Отправить комментарий